Закон о неоправданных расходах
Никак нельзя утверждать, что моде чужды феномены социального соперничества. Со времени знаменитого исследования Веблена известно, что потребление высших классов в основном подчиняется принципу хвастливого, показного расточительства, нацеленного на то, чтобы внушать уважение к себе среди других и одновременно вызывать у них зависть. Потреблением движет в первую очередь соперничество людей, их самолюбие, которое заставляет их сравнивать себя с другими с неотвязным желанием одержать над ними верх.
Чтобы победить соперников и утвердить собственную честь и престиж, высшие классы должны были много тратить и щедро раздавать деньги, они должны были выставлять напоказ свое богатство и роскошь, подчеркнуто демонстрируя свои хорошие манеры, показывать благочиние всей своей жизни и свои символические преимущества, являя в каждом жесте, что они избавлены от тяжелой и недостойной работы. Мода, с ее быстрыми изменениями и «бесполезными» нововведениями, оказывается особо приспособленной к усилению показного, демонстративного расходования денег, она становится у Веблена «следствием» закона престижных расходов, инструментом обретения общественной респектабельности. Веблен, отмечающий мимоходом, что «никто никогда не давал удовлетворительных объяснений переменчивости моды», полагал, что только теория показной расточительности может служить объяснением отмеченному феномену. Только расточительность, по мысли Веблена, позволяет объяснить свойственное моде презрение к практической пользе, потому что она сама источник переменчивости моды, с ее ускоренным устареванием форм. Указы о роскоши и излишних расходах производили эффект, прямо противоположный ожидаемому: резко ускорялось введение новых пустяковых новинок, увеличивалось число всяких излишеств, лишенных какой бы то ни было функциональной целесообразности, так что в конце концов получалось, что «одежда, явно и подчеркнуто дорогая, в действительности очень уродлива».
Следствиями закона о неоправданных расходах стали произошедшие одновременно явления: ускорение изменений и уродование одежды в соответствии с вкусами момента. Если моды до такой степени преходящи, то лишь потому, что мы можем их терпеть только непродолжительное время. Отсюда проистекает необходимость, с целью облегчить страдания от созерцания нелепостей одежды и ее форм, в новых одеяниях, так же верных требованиям понятия престижности расходов, но не меньше противоречащих хорошему вкусу; итак, мода и художественное противоречат друг другу. Социологический редукционизм достиг в этих рассуждениях кульминации: наши пристрастия — только тень стремления к обретению общественного уважения, мы любим модные новинки лишь в той мере, в какой они позволяют нам занять определенное место в обществе, отличиться от других, провести некие границы, отделяющие нас от других, и извлечь из всего этого пользу для дальнейшего поддержания различий.