Выдающиеся педагоги школы бельканто » Паноптикум
Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Выдающиеся педагоги школы бельканто

Выдающиеся педагоги школы бельканто

В качестве вспомогательных упражнений, которые способствуют навыку правильного дыхания, многие педагоги и певцы применяют довольно своеобразные дыхательные упражнения.

Н. Г. Озолин в одной из своих работ говорит, видимо, об одном из вариантов этого упражнения. Заключается оно в последовательном увеличении продолжительности трех фаз: вдоха, паузы, выдоха.
Продолжительность каждой фазы этого упражнения для начинающих составляет 5 сек. (5—5—5). В предлагаемых методиках нетрудно разглядеть истоки — йоговскую «Пранояму». Свами Шивананда в «Пранояме» в разделе о ритмическом дыхании приводит такое упражнение: «Вдохните медленно, считая 4 раза Ом, задержите дыхание, считая 8 раз Ом, выдохните медленно, считая 4 раза Ом, и задержите дыхание на 8 Ом» (Ом — единица счета, приравниваемая к 1 сек.). Постепенно предлагается увеличивать вдох и выдох до 8 сек., а задержку дыхания до 16 сек. По всей видимости, нет ничего удивительного в том, что некоторые итальянские певцы в своей практике заимствуют и другие положения «Праноя- мы». Так, выдающийся в прошлом итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи считает, что контроль над телом, достигаемый с помощью связи между сознанием и дыханием, «способствует образованию необыкновенного явления — феноменального артистического певческого дыхания». Надо сказать, что речь здесь идет не только об использовании дыхательных упражнений. По системе йогов певцу следует сосредоточивать свою волю на языке мягкого нёба, что, по мнению Джакомо Лаури-Вольпи, создает одухотворенное и вечно юное звучание голоса.

Однако пути к «вечно юному звучанию» голоса у певцов бывают и более простыми. Великий Э. Карузо, например, считал для себя как певца чрезвычайно полезным заниматься утренней гимнастикой и даже поработать с гантелями, а дыхание тренировал специальными певческими упражнениями.
В последние годы некоторые наши педагоги существенно видоизменили белькантовские вспомогательные упражнения. Так, В. А. Багадуров исключает из упражнений задержки дыхания, а вдох и выдох советует выполнять в сочетании с произношением таких букв, как Ш, Ж, В, С.

Ф. Ф. Вит их несколько облегчает, предлагая после вдоха через нос задержать дыхание на 1—2 сек., а затем делать на три счета плавный выдох. Эти видоизменения упражнений, видимо, связаны с какими-то представлениями о нежелательности или бесполезности (?) задержек дыхания. Специалисты вокала на этот счет определенно не высказываются. Ответ на этот вопрос дают те области человеческой деятельности, где людям приходится поневоле прибегать к такому способу дыхания.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.