Система измерения социального эффекта
Исследованиями специалистов в области педагогики установлено, что в школах с техническими средствами обучения неуспеваемость снижается примерно до 70 %. При средней величине неуспеваемости в первом- десятом классах средней школы, равной 3%, в школе с техническими средствами обучения она снизится до 1 %. Таким образом, 2% учащихся-выпускников будут дополнительно вовлечены в народное хозяйство, а в расчете на 2-2,5 года это составит 4-5 %.
Далее возможны два пути оценки: а) по показателю прироста национального дохода на одного работника, занятого в народном хозяйстве; применение этого показателя в данном конкретном случае вполне правомерно, поскольку речь идет о дополнительных работниках, вовлекаемых в народное хозяйство (без деления по отраслям), а сам результат — является исключительно заслугой отрасли просвещения; б) по показателю экономии затрат общественного труда; однако применение этого показателя в том виде, как он фигурировал при решении упоминавшихся выше конкретных задач, в данном случае (как и при социально-экономическом обосновании проектных решений, направленных на обеспечение безопасности человеческой жизни) требует иного подхода — необходимо включить в этот показатель все затраты на воспроизводство рабочих кадров, т. е. на содержание и обучение ребенка, подростка, молодого человека. Поэтому пока (до определения всех составляющих) целесообразно воздержаться от применения данного показателя в расчетах.
В целом следует отметить, что в ряде случаев, оценивая повышение социального качества проектных решений на строительство объектов сферы социально-бытового обслуживания, исследователь сталкивается со сложной системой измерения социального эффекта, многоступенчатыми и многоплановыми взаимосвязями и зависимостями. Примером задачи такого класса является социально-экономическая оценка рациональных форм культурного обслуживания в жилом районе. Путь выявления всех возможных показателей и их взаимосвязей теоретически возможен, но методически сложен и пока что практически его разработка не начата. Требуется проведение обширной исследовательской работы, которая под силу крупным научным коллективам. В связи с этим для решения некоторых задач социально-экономического обоснования проектных решений целесообразно использовать применяемые в психологии методы количественных измерений, а также метод самооценок.
Сайт Lada Priora (ВАЗ) мне повстречался в интернете. На страницах этого сайта про автомобили Chevrolet Lacetti или Lada Priora есть довольно подробная информация (описание, характеристики). Возьмите на заметку мое сообщение.