Общие трудности и ошибки в консультативном процессе
Даже опытного консультанта не минует столкновение с трудностями реального взаимодействия с клиентом, и никто из практиков не застрахован от совершения ошибок. Трудности и ошибки обусловлены, во-первых, тем, что сам процесс консультирования в силу своей динамичности, текучести и спонтанности не поддается однозначному прогнозированию, а следовательно, и управлению. Во-вторых, особенности личности и поведение клиента порой бывают совершенно непредсказуемыми, что принуждает консультанта идти «неизведанными тропами» в поисках индивидуального пути к пониманию клиента. В-третьих, самому консультанту в некоторых случаях может недоставать опыта и квалификации. Рассматривая ошибки консультирования, С. А. Кулаков разделяет их на три группы: ошибки присоединения, ошибки диагностики и тактические ошибки.
К ошибкам присоединения относятся ограничения консультантом свободы выбора клиента в принятии решения, воздействие собственных мотивов и личностных проблем консультанта на желания и намерения клиента, навязывание клиенту помощи в ситуациях, когда он в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, отсутствие разделения ответственности за поставленные задачи, преувеличение собственного участия в решении проблемы клиента и своего влияния на жизнь клиента, принятие желаемого за действительное в налаживании консультативного контакта и пр.
Ошибки диагностики связаны с неумелым проведением расспроса, невнимательностью к деталям рассказа и невербальным реакциям клиента, поспешной «типизацией» проблемы клиента, слабым знанием клинико-психологической диагностики, тенденциями давать рекомендации и советы вместо выслушивания и точного определения сути проблемы клиента, отсутствием фокусирования на личности клиента при анализе его проблемы и т.д.
Тактические ошибки (нечеткое понимание сути запроса; отсутствие плана расспроса; ограничение свободы клиента в выборе альтернативы; невнятная интерпретация; отсутствие информации о психических ресурсах клиента, на которые можно опереться; неадекватность темпов консультирования состояниям клиента; слабое делегирование клиенту ответственности за происходящее и др.) вытекают из отсутствия у консультанта «четкой концептуальной базы психосоциогенеза данного расстройства у данного пациента, из неумения планировать работу и прогнозировать ее результаты». Именно в этих случаях консультант под маской коррекционных и терапевтических мероприятий торопится перейти к играм, упражнениям, тренингам, особенно не аргументируя их необходимость и целесообразность для данного случая.
Интересный сайт «Девчурка.ру» мне попался на глаза в интернете. Такие вопросы как правильно носить стринги, как самостоятельно сделать красивую прическу и прочие рассматриваются весьма подробно на данном сайте. Обратите внимание на мое сообщение.