О масштабности/размерности личности » Паноптикум
Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > О масштабности/размерности личности

О масштабности/размерности личности

О масштабности/размерности личности клиента могут свидетельствовать его интерес к общественной жизни и политике, увязывание происходящего с ним в более широкие контексты, видение собственной проблемы в зеркале иных проблем или же погруженность в собственный мирок, «зацикленность» на самом себе. Четкость картины мира, характеризующая личность клиента, выражается в категоричности и однозначности суждений, ослаб- ленности рефлексии, решительности поступков или же в постоянных раздумьях, сомнениях, конфликтах при принятии решений и пр. Эмоциональность также указывает на значимое поле событий данного клиента, на сферы его ответственности, оценочные системы и критерии: один клиент даже о нейтральных и позитивных событиях жизни рассказывает в пессимистических тонах, сбиваясь на жалобы и истерики, а другой, сколь бы тяжела ни была его проблема, стремится сохранять спокойствие и объективность.

В картине мира в разных пропорциях представлено прошлое, настоящее и будущее клиента, и эти пропорции (например, длинное прошлое и неразличимое будущее; погруженность в сиюминутную «пену дней» при отрицании собственного прошлого; прожектерски описываемое будущее при пренебрежении к настоящему и т.д.) также характеризуют личность клиента для консультанта. Например, в эпоху ранней перестройки многие клиенты среднего возраста жили не столько настоящим, сколько будущим (новые демократические перспективы разительно отличались от их социалистического прошлого), что определяло их невнимание к реалиям повседневности, приведшее позже к проблемам утраты смысла, трудностям во взаимоотношениях с другими, переживанию себя неудачниками и т.д. По этим пропорциям также можно делать заключения о психологическом возрасте клиента, его восприятии себя: например, слишком частые апелляции к прошлому в ущерб построению планов на будущее имеют вполне очевидный диагностический смысл. Самосогласованность картины мира определяет внутреннюю организацию жизненного опыта клиента. Ее характерным признаком является единство слова и дела. Резонерские и прожектерские интенции клиентов не редкость в консультировании, поэтому уяснение этой особенности картины мира клиента дает психологу возможность заранее подготовиться к возможным проблемам на стадиях выбора альтернатив и определения самостоятельных действий.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.