Мода, визуальная утонченность
Как искусство мелких различий и изящных тонкостей внешности мода выражает собой совершенствование и утончение того, что называют «радостями для глаз». Здесь как раз представляется удобный случай оспорить некоторые моменты ставшего классическим оценочного определения Люсьеном Февром Возрождения как «времени отсрочки» от избытка словесности, лишившего визуальные впечатления их былой поэзии. Если даже верно, что писатели и поэты того времени больше использовали звуковые и обонятельные образы и редко обращались к физическим формам, образам и цветам, то разве можно так до отчаяния решительно утверждать, что зрение играло тогда вторичную роль, в сравнении с гипертрофированной чувствительностью к запахам, звукам и голосам?
Тем более показной характер моды никак не подтверждает правоту Февра: ведь мода не может явить себя без повышенного внимания к частным деталям, без поиска тонких оттенков, без поэтизации морфологических различий полов. Можно ли видеть в людях эпохи Возрождения существ с неразвитым, грубым, примитивным зрением, нечувствительных к изяществу форм, людей, которых привлекают лишь яркие и контрапунктирующие цвета, если именно в эту эпоху возникает мода со всей ее изысканностью, определяемая обилием украшений, если в XVI веке перед нами проходит огромное разнообразие видов галунов, позументов, тесьмы, кружев и вышивки, если сами костюмы подчеркнуто обрисовывают линии тела? Мода и визуальная утонченность идут рука об руку, мода закрепляет успехи эстетического видения в светской жизни.