Консультирование клиентов сензитивного типа
Запросы таких клиентов обычно связаны с проблемами адаптации, замкнутости, чрезмерной впечатлительности, чувством собственной недостаточности, страхами. Они страдают из-за отношения к ним окружающих, которые, с их точки зрения, поступают несправедливо, грубо, жестоко, цинично, не считаются с их чувствами и т.д. Как и в жизни, на консультации демонстрируют полное согласие с консультантом, отличаются покорностью, стеснительностью, отсутствием инициативы и решительности; в то же время очень обязательны, исполнительны. Ситуации выбора их пугают, поэтому они стремятся переложить ответственность за разрешение своих проблем на консультанта и готовы соблюдать все, что он порекомендует, стремясь к модели отношений «родитель—ребенок»; часто напрямую просят совета, инструкции, руководства. Консультантам рекомендуется максимально передавать им ответственность за собственные решения, до мелочей разбирать стратегии дальнейшего поведения, использовать возможности контроля клиента за самим собой в достижении промежуточных и конечного результатов.
Консультирование психастенических и обсессивно-компульсив- ных клиентов. Такие клиенты нерешительны, склонны к рассуждательству, тревожной мнительности, отличаются любовью к затянутому самоанализу и часто нуждаются в коррекции самооценки. Им свойственны когнитивная ригидность, склонность к догматизму и резонерству, легкое образование обсессий и компульсий. От консультанта часто требуют подробных объяснений по поводу их вопросов и интерпретаций, спорят по несущественным поводам, высказывая безапелляционные суждения, могут поучать консультанта, комментировать его слова и т.д. Их собственные рассказы изобилуют излишними фактологическими подробностями, но эмоционально и личностно пусты — им трудно выговариваться, раскрываться.
Не все консультанты сразу понимают, что таким образом клиент старается взять под контроль собственную тревожность. Основа его внутреннего конфликта — борьба между побуждением поступать правильно и поступать свободно. Страх оказаться некомпетентным и принять неверное решение и одновременная боязнь собственных побуждений рождают сильнейшую тревожность, поэтому выбор и принятие решения становятся предметом долгих и мучительных колебаний, выматывающих как самого клиента, так и консультанта. Такие клиенты считают, что любой их выбор ухудшит их ситуацию и состояние, придумывают невероятные причины неуспеха запланированных действий. Если же решение удается принять, то психастеник стремится к его немедленному, если не сказать скоропалительному, исполнению. Он становится утрированно решительным и рассчитывает на немедленный эффект своих действий. Там, где нужно действовать постепенно и осторожно, он может внезапно поступить рискованно и необдуманно.
Запросы чаще всего связаны с проблемами в межличностных отношениях, и эти проблемы в полной мере видны на консультации: такой клиент может быть и до слащавости послушным, покорным, и агрессивным, стремящимся контролировать взаимодействие и даже консультанта. Многие из них демонстрируют сопротивление, особенно при попытках обсудить эмоциональные проблемы. Работа с обсессивно-компульсивными клиентами длительна и трудна, дело редко ограничивается одним визитом (некоторые из них приходят с записанным перечнем проблем). С ними удобно использовать анализ сновидений и рисуночные методики, помогающие избегнуть изложения проблем словами. Тем не менее им надо давать всяческую возможность выговориться, чтобы пригасить внутреннее напряжение.
Сайт магазин «Альтима®» мне недавно повстречался в интернете. В этом магазине (вот тут) тельферы, лебедки, сварочные аппараты, виброоборудование, компрессоры и прочее предлагается в самом широком ассортименте с гарантией качества. Обратите на это внимание.