Диковинные вещи
Существование закрытой группы получателей внеэкономической ренты ослабляет мотив к сотрудничеству и, похоже, ответственно за постепенное ослабление культурных связей. Если общество все в большей мере становится обществом, ориентированным на достижение целей, то на легитимность политиков, находящихся у власти, и/или на их конкурентов начинает оказывать влияние популизм.
О турагентстве «Avesta Travel» в интернете мне повстречалась полезная информация. Туры в ОАЭ из Алматы, оформление виз и прочее в этой турфирме можно заказать на выгодных условиях. Возьмите это на заметку.
Если разражается кризис и если это ведет к появлению индивидуалистической культуры или даже к исчезновению культуры, о чем говорилось ранее, то шансы на то, что болезненных потрясений удастся избежать, увеличиваются, а бремя политического подавления снижается. Тем не менее в этом случае шансы на то, что удастся вырваться из бедности, весьма туманны, и они меньше, чем в ситуации открытой культурной среды, поскольку в отсутствие ясно определенной общей цели, и в особенности если при этом в обществе разлита культура стремления в внеэкономической ренте, практически невозможно составить и удержать консенсус — в той мере, в какой это необходимо.
Попытки вырваться из бедности могут быть успешными лишь при выполнении условия, состоящего в том, что новые и широко разделяемые воззрения на то, что такое хорошо и что такое плохо, должны быть явным образом определены, а все препятствия на пути продуктивной экономической деятельности должны быть устранены. Уже само соблюдение этих условий не является тривиальной задачей, а кроме того, эти условия — лишь необходимы, но недостаточны для роста материального благосостояния. В частности, эти условия ярко высвечивают пределы возможностей многочисленных программ помощи (пределы, существующие даже в тех случаях, когда такие программы не оканчиваются обычными коррупционными аферами), пределы экспертизы внешних консультантов (даже тогда, когда они не являются высокомерной демонстрацией воинствующего патернализма) и пределы эффективности обманчиво дешевых кредитов (даже в тех случаях, когда государственные заемщики не трансформируют их в раздутые программы государственных расходов). Итак, добродетели принципа главенства права, чудеса, которые творит адекватная система правосудия, и диковинные вещи вроде оптимального упорядочивания и технологий построения институтов могут оказаться чуть ли не бессмысленными.