Посмотрите на просьбу, изложенную клиентом
Если бы агент воспользовался возвращением, диалог мог выглядеть так:
Рекламный агент: Если я правильно вас понимаю, вы хотите, чтобы в рекламе чувствовалась какая-то тайна. Нечто далекое и особое.
Клиент: Верно.
Агент: Необычная обстановка, ощущение чего-то таинственного… потустороннего, возможно, космическое пространство.
Клиент: Нет. Никакого космоса. Забудьте об этом. Я не выношу фантастики. Я хочу чего-то экзотического — возможно, даже первобытного, — незнакомого и очень красивого. Например, южное море. Орхидеи. Распускающиеся цветы. Или Сахара, редкие животные, искрящиеся пески…
Агент: Значит, вам нужно нечто экзотическое и первобытное. Другая культура. Таинственная. Как пески Сахары. Пустыня и оазис… сияющий мираж. Загадочный, далекий…
Клиент: Вот-вот, это я и имею в виду.
При возвращении вы прислушиваетесь к словам, которые собеседник часто повторяет или выделяет изменением тональности, темпа речи, позы или жестами, включая выражение лица. Помните: люди сами покажут вам, к чему нужно прислушаться. Они будут рубить воздух или выводить пальцами сужающиеся витки спирали, пока не «совершат посадку» на поверхности стола или на подлокотнике кресла. Они будут сжимать руки, широко раскрывать глаза, покачивать ногами или глубоко дышать, после чего их дыхание внезапно участится и станет поверхностным, как у прыгуна в воду, вынырнувшего на поверхность. Какими бы ни были особенности их поведения, вы заметите, когда нечто важное будет подчеркнуто внезапным изменением движений, тональности и темпа речи.
Это означает, что вы должны обращать пристальное внимание на другого человека, присматриваясь и прислушиваясь к важным сигналам. Когда вам кажется, что вы получили существенную информацию, и вы хотите убедиться, что поняли ее, прервите собеседника и начните возвращение со слов: «Если я правильно вас понимаю…»
Можно также воспользоваться другими фразами: «Так вы хотите сказать, что…», «Вы имеете в виду, что…» или что-то в этом роде. Не нужно придерживаться какой-то жесткой формулы, хотя в большинстве случаев слова «Если я правильно вас понимаю» оказываются наиболее эффективными.
Помните: цель возвращения — удостовериться в том, что вы поняли содержание сообщения другого человека. Это не имеет никакого отношения к истинности либо ошибочности высказывания или к тому, что, на ваш взгляд, является верным или ложным. Вы лишь коротко резюмируете то, о чем, по-вашему, говорит другой человек, используя для этого ключевые слова. Посредством возвращения вы также углубляете раппорт, особенно когда присоединяетесь к языку человека, а также тону, темпу речи и позе.
А затем вы обращаете внимание на вызываемую вами реакцию. Другой человек может просто согласиться: «Да, верно». Или он может как-то изменить ваше резюме, возразить, добавить к нему что-то или отредактировать его, привнеся новый смысл: «В целом так, но я еще имел в виду, что…», или «Это верно лишь отчасти», или даже «Нет же, намного важнее, чтобы…».
Это не означает, что ваше возвращение не удалось. Напротив, с его помощью вы обогатили коммуникацию, создали основу для эффективного обмена мнениями и углубили раппорт.