новая сфера деятельности
До конца 1950-х годов художник оставляет монументальную живопись. Его захватывает новая сфера деятельности. В 1950 году он получает заказ от Театрального музея Тбилиси на создание серии произведений, посвященных столетию грузинского театра. К этому юбилею Стуруа исполняет портрет маслом актрисы основанного Георгием Эристави театра Нино Узнадзе, а также две небольшие композиции на мотивы пьес «Развод» и «Кварткваре Атабаги» Георгия Эристави. Этот заказ положил начало прочному и систематическому сотрудничеству художника с музеями республики. В течение многих лет он связан с Литературным и Театральным музеями Тбилиси, Домами-музеями Акакия Церетели в Схвитори, Ильи Чавчавадзе и Котэ Марджанишвили в Кварели и другими. С этих пор историческая и историко-литературная темы прочно входят в произведения Стуруа, а работа для музеев республики становится хотя и не главной, но существенной стороной его деятельности. В процессе этого сотрудничества выкристаллизовываются исторические и литературные пристрастия художника и здесь нашедшего своих героев — Нину Чавчавадзе и А. С. Грибоедова, выдающихся грузинских писателей Илью Чавчавадзе и Акакия Церетели, поэта-романтика минувшего века Николоза Бараташвили, видного государственного деятеля прошлого Давида Строителя и других, образы которых он неоднократно воплощает в своих произведениях, возвращаясь к ним по нескольку раз.
Полотна на исторические и историко-литературные темы создавались художником обычно небольших размеров. Монументальные композиции встречаются среди них значительно реже. Это — «День взятия Тбилиси. Давид Строитель» (1960), «Перемирие с крестьянами при царице Тамаре» (1964) и некоторые другие. В произведениях исторического плана Стуруа выступает также преимущественно как жанрист, создавший обширную изобразительную летопись быта различных эпох, жизни исторических лиц, выдающихся деятелей литературы. Рассредоточенные по экспозициям многих музеев республики эти работы служат хорошим изобразительным материалом, помогающим народу понять и полюбить родную историю. Создавая эту летопись, Стуруа не только овладевал новой для себя сложной тематикой, но и совершенствовал свое мастерство бытописателя, углублял свои знания народной национальной жизни в разные века и эпохи. Обращение к событиям прошлого дает богатую пищу воображению художника, вводит в его творчество нового романтического героя, шагнувшего со временем в другие сферы его искусства. Работа над историческими полотнами никогда не протекала изолированно и всегда в той или иной мере была связана с его исканиями в других жанрах. Нередко она питала своими находками творчество Стуруа-монументалиста. В ней велись порой те поиски и эксперименты, которые находили законченное образное воплощение в монументально-декоративных произведениях.
Интересный портал мне повстречался в интернете. На страницах этого портала Online TV можно смотреть в большом разнообразии, а также можно и пообщаться в видеочате. Возьмите на заметку мое сообщение.